История вопроса

Во время первого этапа мореплавания суда и лодки далеко не отходили от берега. Пер…
Далее

По компасу

По компасу. Из большого количества систем компасов в практике туриста самое широ…
Далее

В лесу

В литературе есть рекомендации, как по кроне деревьев определить стороны горизон…
Далее

(495)253-4682

ссылка Путаны Белгорода Сайт досуга в Екатеринбурге http://ekaterinburg-lux.com/

История вопроса

Во время первого этапа мореплавания суда и лодки далеко не отходили от берега. Перейти озеро или реку, сократив путь, или же обойти, вдоль берега, край по морю, который заняло враждебное племя, является делом практическим и понятным, однако отправиться в плавание по неизведанному морю-океану – согласитесь, это уже коленкор другой.
Первыми навигационными ориентирами были знаки, которые можно было увидеть с воды: поморами, к примеру, ставились каменные кресты, у которых поперечные перекладины держали ориентир в направлении север-юг. Ночью же можно было применять простейшие маяки – сигнальные костры, которые зажигались для того, чтобы облегчить ориентирование или предупредить об опасности (риф, мель, сильное течение и др.).
Про маяки было упомянуто уже у Гомера в его «Илиаде», самый же знаменитый маяк – Александрийский – появился на острове Форос в III веке до н.э. в устье Нила перед подходом к Александрии. Высота его составляла 120 метров. На верхней его площадке горел круглосуточно громадный костёр, у которого свет отражался сложной зеркальной системой, и по данным историков, был виден на расстоянии 30 миль (около 55 км). Другим примером навигационного знака в древние времена являлась статуя Афины, которая была установлена на Акрополе в V веке до н.э. Сделана она была из бронзы, и в солнечных лучах её было далеко видно с моря.
Пока масштабы мореплавания разрастались, появилась необходимость передавать и систематизировать знания в навигации. И вот уже древними греками были созданы периплы – описания в разных районах прибрежных плаваний, куда они заносили всё, начиная от погоды, а заканчивая описанием береговых линий, а также нравов племён туземцев. Самым древним периплом, который дошёл до нас, является перипл карфагенянина Ганона, датируемый рубежом VI-V веков до н.э. Фактически перипл считается древним вариантом современной лоции. Собственная лоция была также у неграмотных народов: эти знания передавались ими в виде песен и устных сказаний. Только в XIII веке свет увидели карты-портоланы более точные, на которые были нанесены компасные линии, расходившиеся из отдельных точек. Это были так называемые розы ветров, которые применялись для того, чтобы прокладывать курсы.